E-Bike. Inception.

Спустя 4 месяца у меня дошли руки сдуть пыль и паутину со своего “скромного блога” и запостить фоточки в инстаграм описать то чем я занимался все это время. Чтож, начнем..

22022013150

Все началось с того что я в начале 2013 года случайно наткнулся на этот пост на хабре. И задумался, а что если…

И был найден ОН… ELECTROTRANSPORT.RU. После выкуривания вдоль и поперек форума было примерно понятно что я хочу… а хочу я многого!

Середина февраля 2013:

Так как у меня в городе дохрена гор, то мотор должен спокойно переваривать большие токи. Самым дешевым вариантом оказался Direct-drive-мотор(далее DD) от Conhismotors, договорился о доставке обычной почтой, со спицами для 26” обода и запасным комплектом датчиков холла. Итого вышло 218$.

21022013132210220131342102201313621022013142

Сразу на что обратил внимание – качество проводов…21022013138

Оно было ужасно.. мягко говоря. И по этим проводам должны течь 80А фазных? Разбираем! Откручиваем говно-болты (выяснилось позже) у крышки мотора. Поддеваем тремя отвертками, двумя руками и ногой давим и…

2202201315122022013152220220131542202201315522022013157 – датчики холла снизу.

Попробовал запихать 4кв провод ПВ3 – больше двух не залезет – изоляции дохрена на нем.. а что если взять эмалированный провод как на обмотках? Размотал жгут от своего старого проекта, получилось 12, если не изменяет память, жил 0.59мм на фазу. две фазы запихал в одну изоляцию от витой пары, а третью фазу и провода датчиков холла запихал в другую изоляцию. Пол часа мучений и все провода пропихены, убеждаемся что ничто нигде не трет!

2202201315822022013159

На выходе запихал все провода в отдельные изоляторы, от той же витухи. Итого получаем высокую плотность проводов в оси мотора! До сих пор работает, тфу тфу тфу 🙂

Конец февраля 2013:

Еще пришел контроллер, ручки газа/тормоза и прочая мелочь. Но ее я не фотал. Контроллер Infineon 9FET от Lyen’a. Купил новую цепь, камеры и покрыхи. Собираем все вещи и вперед к бабушке на “природу”! Достаем старый, в хлам убитый, мертвый, скрепящщий двуподвес и крутим, смазываем, ставим, чиним, бортируем.

DSC00309DSC00320DSC00321DSC00322

Вот он, пока еще хорошо выглядящий красавец! А вот и контроллер:DSC00324

Усилитель дропаутов, яж не хочу чтоб колесо оторвало:

2402201316424022013165

Начало марта 2013:

Насобирал аккумуляторов 12х7, стандартных упсовых, разной степени убийства. И давай собирать Кофр из жести.

0303201317903032013185

Паяем, примеряем:

0303201318703032013189

Фоток полностью собранного вела на свинце не нашел, но могу сказазать что ездил он совсем недалеко и мне кокраз хватало с артема на электричку и с электрички до работы и обратно. 10-15 км гдето, с максимальной скоростью 40км/ч. Смех вообщем.

Конец марта 2013:

Изначально решено было использовать литий-железо-фосфатный аккумулятор (LiFePO4) т.к. он более морозостойчив (основная причина) и служить должен дольше(китайцы заверяют до 10 лет) чем литий полимер и тп. А еще если его проткнуть гвоздем он не загорится красным пламенем. Вообщем понравился. Выбрал “пакеты” от A123 Systems, которые 20Ач. Т.к. они являются самыми энергоемкими на килограмм и токоотдающими из энергоемких фосфатов. Накопил золотых монет денюшку, и заказал пакеты у OSN Power, опять же переписывался с китайцами лично, обещали гарантию на пакеты в один год, что впринципе радует – за год не сдохнут – значит будут служить дальше. Еще взял контроллер батареи (BMS), и фиговину для соединения пакетов. Итого 726$

26032013234260320132362603201323826032013239

Как оказалось, эта фиговина (на правом нижнем снимке) совсем фиговина.. если соединять прямо как и предполагается производителем то остается зазор между пакетами, и надо чето подкладывать.. а это ширина.. вес.. вообщем распилил я ее пополам, получились небольшие кусочки и соединил я контакты там где надо, не более. С новыми аккумуляторами скорость стала 43-48км/ч. В заезде артем-владивосток средняя была 45км/ч

3103201324431032013245

Апрель 2013:

050420132530504201325405042013255

Для дождей были собраны крылья из старых покрышек, и присобачены на то что было, защищали довольно хорошо. Один раз я проехался без крыльев… шлейф грязи на спине был хороший. Еще и занесло в тот раз в буераки какието. Аккумулятор как видно висит штанами на раме, так же как и свинцовый. Пакеты сжаты болтами для уменьшения внутреннего сопротивления и как следствие лучшей токоотдачи. На руле на изоленте фара из светодиода 10Ватт, 2 режима – средняя и полная яркость. На руле цепь с замком намотана. В коробке от д-линка находился контроллер батареи. Черная фигня посередине – ПБ от канон принтера перепаянный на 12 Вольт для фары.

14042013257Рассказал о своем чудо-творении другу, приехал, дал покатать – глаза полные восторга и офигевания. Еще на одного желающего обладать e-bike-ом стало больше. Спустя несколько минут мыторствований, решил я устроить краш тест и предложил прокатиться вдвоем на одном эл-веле. Что из этого получилось можно посмотреть тут. Вообщем весело покатались, но в горки хорошие тянул двоих нас слабо. Наездил вел 35км по горам, специально их искали. Аккумулятор высадили в ноль, возле дома уже БМС отрубила питание. На заметку – меня одного в горку тянет вообще отлично, любые холмы осиливаю, лиж бы колесо не скользило и не прокручивалось, у меняж передний привод. Прикол в том что на бОльших оборотах и КПД больше – сильнее соответственно тянет, тут главное разогнаться.

 

14042013260Вот кстати фото зарядника, на хороший денег не было, получилось “я тебя слепила, из того что было”. Заряжал полностью за 6-7 часов. Реально если торопишся то хорошим зарядником можно зарядить за 30 минут. Это если аккумулятор не жалко. Обычный режим для данного аккумулятора – один час зарядки. Ну и для увеличения срока службы можно растянуть на 2-4 часа, но это если на ночь оставлять.

Далее я поковырялся в настройках контроллера, сделал приборную панель, переключатель мощности, фонарика, провода спрятал в железную гофру, т.к. недавно спалил контроллер изза попадшей внутрь воды. сейчас там все загерметизированно.

23042013266230420132672304201326423042013265

Май 2013

01052013274В начале мая сьездил на торжественное шествие по мосту через бухту золотой рог. Приехал в конечный пункт, там собралось туева хуча велосипедистов, обычных, не таких читерских как я. В момент окружила толпа народа и отобрала велик на покататься. Мне не жалко, аккумулятора было 01052013272еще в запасе дофига. Итог – такой же шок как и у моего друга. Полное офигевание. Это я еще 120% не включал, с ним 55км/ч топить можно 🙂 Вообщем в плане эксплуатации вел стал лучше после введения панели управления. По леснице поднимать одно счастье – врубил 40%, нажал газульку, и вел сам себя тащит. После того как я незаметно отобрал у ошорашенной толпы мне вернули велосипед я поехал за шлемом, купил мотоциклетный фуллфейс. Хорошо сидит, в нем не шумно и спокойнее на дороге стало даже.

…спустя некоторое время…

В один прекрасный солнечный вечер решил покататься, благо аккумулятор заряжен, делать нечего. Ну вообщем стандартное начало для всех фейловых историй. Только выйхал из дома, вышел на дорогу – красота, машин нету у меня на пути, разогнался чтобы затестить тормозной путь. Жму на ручку тормоза доконца (у меня кстати только задний V-brake, спереди мотор тормозит), меня “придавливает” к рулю, начал заворачивать к повороту а там яма от люка сливного, большая, 10см выступ точно есть. Залетел я в нее… и вылетел. А впереди бордюр еще больше. Он меня и остановил. На этом моменте я погнул свою древнюю как мамонт вилку. Теперь переднее покрышко-крыло мешало ногам при рулении. Эх, чтож делать, катать то надо, на работу. 15-20 минут на веле против 40-80 минут на общественном транспорте это аргумент, да и стоять в автобусе ой как не хотелось. Катал дальше. Вел то – железный.

Дальше больше, возвращался из артема на электричке, чтобы потом поехать на E-Bike-съезд, пробил по пути от электрички домой камеру – змеиный укус, дак еще когда болты завинчивал погнул руль! по возвращению со съезда камеру сдуло а руль выгнулся еще больше. Вел стал неуправляем. Отвез в артем и там оставил. Стал копить на новую вилку.

Июнь 2013

Выточил переходники для вилки, с 1” трубы на 1 1/8”

Купил вилку Rock Shox Dart 2. Подпилил крепления для колеса чтобы ось мотора входила. Поставил один дропаут. Закрепил, завинтил. Думаю дай затестю как тормозит. Крутанул рукой – замкнул провода – колесо тут же остановилось. Вжиииуу – тыц. вжииу-тыц. вжииу-тыц. вжиииу-дзинь! Я – опа! интересный звук, как это? вжииу-тыц. вжииу-тыц. вжиииу-дзинь! …. *здесь должно быть много нецензурной лексики*. Крепления для оси просто отламались с одной стороны, дропаут даже не помог, ибо мотор сидел плотнее в вилке чем в дропауте (его уже немношко раздолбило за время покатушек). Вообщем то я знал что такое должно было случиться, из опыта форума, но не предполагал что так рано. Создание костылей для мотора стало приорететной задечей.. За выходные, и последущие будние вечера была изготовлена такая конструкция: 07062013284

Держат мотор хорошо, еще не красил, времени нет, папа помог сварить, я уже потом сверлил дырки и пилил дыру под ось мотора напильником. На убогость не смотрите – все сделано только спомощью болгарки, инверторного сварочника, какихто толстых электродов, дрели и пасатиж. Никаких станков и даже элементарных тисков не было ;(

Устроил краштест до седьмого форта, там покатал, поэкстрималил. На следующий день сел, поехал к маман на работу, и буквально около дома труба которая идет к сидушке в месте крепления заднего аммортизатора просто согнулась на первой маленькой кочке! По приезду как мог выпрямил руками, подставил трансформатор мертвый, от микролаба. Теперь у меня типо хардтейл. Поехали с другом покатались, корпус транса немного помялся, но зато труба дальше не гнется. Так оставлю пока, ибо в планах у меня поездка в Германию сварить собственный лигерад. Полноприводной. С 3кВт/ч батареей. Ммм… чтобы до уссурийска доезжал 🙂 с максимальной скоростью 70км/ч. Но это так, пока все в расчетах и проектировании. А вот и много фоток, под конец, того что сегодня накатали на какойта трассе возле седьмого форта:

0806201329308062013294080620132950806201329608062013297080620132980806201329908062013300080620133010806201330208062013303080620133040806201330508062013306080620133070806201330808062013309080620133100806201331108062013313

Вообщем много чего еще можно было бы рассказать, да на это уйдет столько же времени сколько все это и происходило. Фух, отчитался. На этом всё, удачи!

Advertisements

3 thoughts on “E-Bike. Inception.

  1. Супер. Могли бы ответить на пару вопросов:
    1. Какой мощности мотор?
    2. Такой мотор без потерь скорости и мощности можно применять на колесах с любыми диаметрами?
    3. Какой примерный расход энергии Вт/км?
    4. И как чувствуют себя батареи за данный период времени?
    Заранее спасибо.

    • Это старый бородатый 1000Вт моторчик. Уже год как я его зажарил.
      На 26″ еще терпимо, больше – тяга хуже
      25Вт/км при 50кмч
      Батареи половину убил колхозным корпусом от тряски, теперь новая рама, и нормально спаянный блок батарей.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s